Программное обеспечение включено в реестр Российского ПО https://reestr.digital.gov.ru/reestr/310255/?sphrase_id=239571

Аккредитованная ИТ компания Российской федерации
Желание сэкономить или
Можно ли измерить осевые нагрузки на весах с полным заездом автомобиля?
Многие предприятия имеют на своей территории полноразмерные весы для коммерческого учета полной массы автомобиля. При этом всем известны астрономические размеры штрафов за перегрузки осей на дорогах общего пользования и ответственность за это грузоотправителя в том числе.
Собственники бизнеса - люди экономные, и для решения вышеуказанной задачи пытаются сэкономить и реализовать измерение осевых нагрузок транспортных средств на имеющихся весах.
Давайте вернемся к конструктиву автомобильных весов и вспомним - какие весы для чего предназначены:
Весы для измерения осевой нагрузки
Предназначены для поочередного измерения нагрузки на каждую ось автомобиля
Такие весы применяются для измерения нагрузки на ось, но они имеют один существенный недостаток - на них нельзя вести коммерческий учет грузов, по причине того, что просуммировав массу каждой оси, общая масса выйдет далеко за пределы погрешности, допустимой для коммерческих измерений. В общем то, если на таких весах взвесить двухосный автомобиль с жесткой подвеской, то результаты войдут в допуски, но многоосные длинномеры в эти самые допуски не впишутся никак. Почему же так происходит? Все дело в неидеальных поверхностях и подвеске автомобиля.

Установка весов на сантиметр ниже дорожного полотна приведет к тому, что взвешиваемая ось будет опускаться на подвеске, перераспределяя разницу массы на остальные оси, и наоборот - если весы на сантиметр выше дорожного полотна - дополнительное сжатие пружины (рессоры, пневмоподушки) будет влиять на показание весов.
При однократном взвешивании оси, при соблюдении требований по установке весов, результат взвешивания одной оси будет укладываться в требуемый допуск погрешности, установленный производителем для данного экземпляра. Но если суммировать массу каждой оси, то так же будет суммироваться и общий процент погрешности измерений и он в итоге окажется равным сумме погрешности каждой оси, т.е. выйдет далеко за пределы точности для установленного класса весов.

Таким образом -
ПООСНЫЕ ВЕСЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК!
Весы для измерения полной массы автомобиля
Предназначены для единовременного измерения полной массы автомобиля с полным заездом на платформу
Данные весы применяются для определения полной массы автомобиля или автопоезда и применимы в коммерческих расчетах при отгрузках продукции.
При этом у владельцев бизнеса возникает желание использовать подобные весы для измерения осевых нагрузок.
Ряд производителей систем автоматики предлагают программные решения для математического вычисления осевых нагрузок. Логически они вычисляют массу оси при заезде автомобиля на весы, а именно:
- первая ось заезжает на платформу, весовой терминал показывает нагрузку и программа запоминает ее как массу первой оси.
- вторая ось заезжает на платформу, весовой терминал показывает нагрузку двух осей, вычитается масса первой оси и получается "как бы масса второй оси".
- третья ось заезжает на платформу, весовой терминал показывает нагрузку трех осей, из нее вычитается величина первых двух и получается "как бы масса третьей оси".
Понятно, что эти данные - расчетные и получены математическим путем.
Вспоминаем про погрешности и их суммы при последовательных измерениях.

Можно ли их брать в расчет для того чтобы обезопасить себя от штрафов?
Момент 1. Производитель таких весов сертифицирует их для измерения полной массы автомобиля в установленном диапазоне погрешности.
Момент 2. У производителей систем автоматизации нет метрологического сертификата на подобное решение.
Если в системе средств измерений хотя бы одна часть, влияющая на результат не сертифицирована - то вся система является недостоверной.

Таким образом получается что:
Данные получены посредством несертифицированной системы
Данные получены расчетным способом с нарастающей погрешностью измерений.
И, как следствие - масса последней оси унаследует суммарную погрешность измерений всех предыдущих осей.
Будет ли она в допуске пункта весового контроля? - Совсем не факт.
Примет ли суд при оспаривании штрафа такие измерения без сертификата? -
Однозначно нет.
И это при условии установки весов вровень с дорожным покрытием.


Но некоторые пытаются применять подобные системы на весах с пандусами:
Да, подвеска отыграет переход от пандуса к платформе, но полученные значения будут отображать скорее погоду на Марсе, нежели осевые нагрузки
И даже стандарты говорят о том, что
OIML R76-1-2011, примечание 1 пункта 4.19: Несколько соединенных между собой платформ, каждая из которых предназначена для взвешивания колеса или оси, могут быть использованы для определения общей массы транспортного средства только в том случае, если все колеса одновременно опираются на платформы. Определение общей массы транспортного средства путем последовательного взвешивания осей или колес не входит в область применения настоящего стандарта и не может быть рассмотрено как измерение, на которое распространяется сфера государственного регулировании.
Вывод: не пытайтесь обмануть физику!
Используйте оборудование, предназначенное для своих задач, тем самым - вы сбережете свои деньги.